Киіт

 

 

Киіт – ритуальный дарообмен в свадебном цикле, который по мнению З.К. Сурагановой, восходит к древнетюркской эпохе и демонстрирует устойчивость в сознании народа обычая одаривать противоположную сторону…. Дарообмен был призван выполнять роль средства в преодолении чуждости двух родовых коллективов [14, с.19].

Лингвисты соотносят слово «киіт» со значением надевать (одежду, шапку, обувь). Киіт – одежда, головные уборы, а в древности мог быть верховой конь или верблюд, который покрывался обязательно ворсовым ковром – «қалы кілем» (ковер одна из дорогих вещей). Такой киіт предназначался исключительно отцу жениха. Его называют «бас киіт» (главный). Иногда у состоятельных людей, в качестве бас киіт мог быть и слиток серебра – «тай-түяқ». Ценность остальных подарков зависела от степени родства: чаще всего это были чапаны.

Примечательно, что в этот традиционный дарообмен входил и такой вид киита как – аруаққакиіт (киит для аруахов). Подобные дары духам предков в обрядах перехода представляет одну из граней поддержания связей внешнего мира с потусторонними силами.  Киіт выполняет коммуникативную (регулирующую отношения двух коллективов, семей) и символическую функцию – залог успеха и благополучия взаимотношений, в одном случае, между родственниками жениха и невесты, а в другом — между живыми и духами предков.

.